Моя первая поездка на море. Воспоминания.

29 лет назад в августе 1988 года я впервые в жизни оказался на море. Это было Чёрное море, город Новороссийск. Мне было 8 лет и я ездил с родителями. На всякий случай уточню, что это воспоминания в восьмилетнем возрасте. Они могут быть неточными или частично являться плодом детского воображения.

Фото взято с сайта http://www.myekaterinodar.ru

Туризм в СССР

Родители мои очень интересовались туризмом, но это туризм с палаткой и рюкзаком. Они любили забраться в Заволжье, развести огонь, покормить комаров. Или съездить в дом отдыха, или сходить в поход в ближайшие деревни. В поездки на море они ездили редко.

В СССР многие ездили отдыхать "дикарём". Это когда самостоятельно приобретаешь билеты, едешь на юг, ищешь там жильё и так далее. На первый взгляд кажется, что это нынешний самостоятельный туризм. Но на деле всё было сложно - билеты заранее было сложно взять, приходилось приезжать на вокзал и в аэропорт, и уже там биться за них. Никаких букингов не существовало - и гостиницы и билеты были в жутком дефиците.

Дорога туда

Помню, мы летели в Краснодар из Чебоксар на каком-то стареньком самолёте. Вроде АН-24. Это был мой первый в жизни полёт на самолёте. Останавливался этот самолёт в городе Балаково Саратовской области, и это даже не было пересадкой - просто заправкой. И дальше мы полетели в Краснодар.

О городе Краснодар у меня были жуткие воспоминания. Это был переполненный город, откуда многие стремились доехать до моря. Кажется, там было всё плохо. Но раскрылись эти ужасы уже на обратном пути. По пути же в Новороссийск мы побегали между железнодорожным вокзалом и автовокзалом, и смогли купить билет на автобус. Осталось несколько часов его подождать, и вот мы уже ехали в Новороссийск.

В Новороссийске нас ждали родственники матери. Они встречали поезд, не предвидели, что мы поедем на автобусе. Так что до их дома в частном секторе мы добирались самостоятельно. Это были именно те святые люди, у которых было много разных родственников, которые правдами и неправдами пытались приехать в гости. Вместе с нами у них гостили родственники из Москвы, а также еще какие-то родственники - в сезон было очень многолюдно.

Как оказалось, у меня есть двоюродная (или троюродная) тётя, двоюродная бабушка и троюродная сестра. Троюродная сестра Наташа была на пару лет старше меня, и всячески издевалась над моей молодостью и неопытностью - я не только был моложе и глупее, но и не умел плавать. Но зато старался всем своим видом подчеркнуть, что я уже большой ;)

Анализируя свои воспоминания из 1988 года, я прихожу к выводу, что Новороссийск - просто ужасный курортный город. Сейчас бы я ни за что бы туда не поехал отдыхать, даже бесплатно. Но тогда выбора не было, и море показалось мне восьмилетнему просто фантастическим.

Приятные воспоминания

Море - это очень круто, там солёная вода и особый воздух. Как оказалось, в Новороссийске много кораблей. Я то думал, что в Чебоксарах большой порт, но оказалось, что в Новороссийске он в сотни раз больше, и вообще безразмерный.

А еще на юге было огромное количество экзотических фруктов, многие из которых я раньше не ел. А еще я в первый раз сходил в горы. И, честно говоря, очень сильно устал. А еще было очень жарко.

В августе 1988 года начали показывать иностранный фильм "Кинг Конг". Мы сходили в кино, и оно произвело на меня сильное впечатление.

В Новороссийске было жарко, так что местные говорили, что "После 11 часов купаются только туристы". Мы купались и до 11 часов, и после. Тогда пляжи казались мне хорошими...

Неприятные воспоминания

Но на самом деле пляжи были ужасные. Например, на них периодически сливали канализацию. Канализацию, на пляжи. Так что вешались объявления вида "В четверг такого-то числа происходит плановый слив канализации. Купаться запрещено". Но народ всё равно купался, а в воде плавали всякие какашки! Б-р-р!!!

В Новороссийске августа 1988 года лучше чувствовались проблемы страны - дефицит, огромные очереди, частные услуги по дорогущим ценам. И это было еще одним неприятным воспоминанием. Кажется, что я уезжал из благополучных Чебоксар, приехал на отдых в неблагополучный Новороссийск, а потом вернулся в Чебоксары и застал то, что и на родине стало всё плохо. Конечно, это не так, но впечатления остались такие. Как помню, в Новороссийске я впервые увидел очереди за такими товарами, которые в Чебоксарах (и уж тем более в благополучном Новочебоксарске) дефицитом не являлись.

В Новороссийске я кое-как научился плавать, но какой ценой? Отец меня постоянно топил. Бросит в воду и смотрит, как я там барахтаюсь. По моему, это была какая-то жесть, а мне постоянно казалось, что уж в этот раз я точно утону.

Новороссийск героический

Новороссийск - не просто город, а Город-герой. В нём нескончаемое количество монументов, памятников, мемориальных комплексов, вечных огней, надписей на горах, стел и самых разных символов. За время отдыха, кажется, мы все их обошли, и я узнал всё о героических моряках-черноморцах, рыбаках, воинах освободителях.

Посещение любого памятника - это своего рода ритуал. Например, у мемориального комплекса нельзя наступать на плиты, так как они находятся над местом массового захоронения героев. И надо наступать между плит (черноморский аналог "кто на черточку наступит тот и Ленина погубит").

Дорога обратно

В Новороссийске мы пробыли от 2 до 3 недель. Приехали в начале августа, поехали домой в конце месяца. Дорога домой была самым неприятным впечатлением от поездки. В память врезался аэропорт Краснодара с озверевшими пассажирами в зале ожидания.

Билеты заранее купить было невозможно. И люди, добравшись до аэропорта, пытались любыми правдами и неправдами купить билет, чтобы улететь. Если не получалось купить билет, люди ночевали в зале ожидания, буквально жили там.

Как ни трудно догадаться, в конце месяца все массово поехали домой, так что аэропорт был чудовищно переполнен. Люди стремились занять места, чтобы как-то отдохнуть и уснуть, и в борьбе за места шли на любые подлости и ухищрения.

Какой-то ребёнок не в силах долго сидеть встаёт с сидячего места, и к нему сразу подбегает тётка, отталкивает и сама его занимает. "Ничего не знаю, он ушёл! Значит место свободно!" кричит она во время ругани с его родителями. Начинается выяснение отношений, одно из множества разборок по всему аэропорту. Борьба за места в зоне ожидания - вообще тема множества историй советского времени.

Я не помню сколько времени мы провели в аэропорту, но это было очень неприятное время. В итоге решили, что мама поедет в Чебоксары одним способом, а мы с отцом полетим в Казань. В Казань летели прямым рейсом уже на большом самолёте. Кажется, что на Як.

Так я в первый раз побывал проездом в Казани. Помню, аэропорт города находился очень далеко. Мы долго добирались из аэропорта до речного вокзала, и от туда поехали в Чебоксары по реке. Память говорит о том, что мы ехали на Комете. Но, по моему, она меня обманывает. В любом случае по дороге в Чебоксары больше всего запомнилось прохождение шлюзов.

В Чебоксарах нас встретила бабушка, которая специально приехала из Подмосковья, чтобы сидеть с моим младшим братом на время нашего отъезда. Братишке было тогда 2,5 года, и родители решили его на юг не брать.

Болезнь

К сожалению, едва вернувшись в Чебоксары, я сразу заболел, и провёл в БСМП две недели с гайморитом. Это были жуткие две недели, но, чтобы как-то поддержать меня, родители купили огромный атлас мира за 10 рублей, который я начал рассматривать.

Мне было интересно найти на карте Новороссийск, посмотреть какие города находятся рядом с ним, как можно доехать от Черного моря до Чебоксар по суше, какие страны есть на берегах Черного моря, какие еще есть моря, в какое море впадает Волга, и какой из городов больше - Чебоксары или Краснодар. Так расцвела буйным цветом моя любовь к географии.

К сожалению, знания по географии оказались теоретическими, так как в следующий раз на море я поехал только через 21 год в 2009 году.

Постскриптум

Фотографий от этой поездки у меня не осталось. С родственниками из Новороссийска лично я контактов не поддерживаю. Желания заехать в Новороссийск, чтобы обновить мои детские впечатления, особого нет.